Виноделы все еще пытаются определить, какие сорта винограда лучше всего культивировать в долине Оканаган и каким образом максимально использовать производственные возможности местности.
Обычно Канаду представляют в виде обледеневшей тундры в мрачных тисках вечной мерзлоты – отличный контраст для залитых солнцем США. Поэтому некоторых может удивить тот факт, что один из крупнейших винодельческих регионов Канады, простирающийся близ Ниагары, по сути дела, является пустыней.
На самом деле Оканаган – не единственный винодельческий район в западной Канаде. Британская Колумбия может похвастаться небольшими винодельческими предприятиями в соседних долинах Симилкамин и Фрейзер вблизи Ванкувера и несколькими виноградниками на острове Ванкувер, также в качестве возможных виноградных плантаций рассматриваются и другие земли провинции.
Но Оканаган считается самым обширным и наиболее важным регионом. Во всей провинции под виноградники занято 9866 акров земли, из них около 80% – это виноградники в Оканаган, из которых 65% находятся в 32 км между утесом МакИнтайэр и границей США.
Этот регион к тому же бросает вызов общепринятым требованиям к климатическим условиям для виноделия. Находясь на 50° широты на самой границе зоны виноделия Северного полушария, и, несмотря на это, или скорее, благодаря этому летом он получает больше всего солнечного света среди виноградников Северной Америки. Его южная часть – как было упомянуто – самая северная оконечность пустыни Саноран, которая поднимается от мыса Баджа в Мексике и получает 320 мм дождей в год, дневные температуры здесь достигают 40°C – однако ночью резко падают до 20°C
Располагаясь между Береговым горным хребтом и хребтом Монаши, вся долина лежит в зоне наименьшего выпадения осадков. Учитывая умеренные температуры в ее северной части (разница температур между городами Келоуна и Осойус может составлять 4°C), можно справедливо утверждать, что здесь холодный климат.
На территории долины расположена сеть озер: Оканага – самое большое, длиною 135 км, находится на севере, в то время, как на юге – озеро Осойус, и озера Васо и Скаха между ними. Все они объединены рекой Оканаган, которая течет в США и там впадает в реку Коламбия в штате Вашингтон.
Находясь под воздействием разных, но благодатных для выращивания винограда климатических условий, долины, подобные Баросса в Австралии, могут производить Каберне и Сира наряду с Рислинг и Пино Гри. Конечно, долина Оканаган стоит внимания виноделов. С другой стороны, по мере становления Оканаган возникает ряд вопросов. Среди огромного количества сортов винограда есть ли такой, который ассоциируется с Оканаган? Стоит ли отдать предпочтение выращиванию одного сорта или в этом регионе, как в Чили, можно культивировать многие виды? И учитывая небольшую площадь равнины, можно ли говорить о ее перспективах стать чем-то большим, а не просто удивительным местом в мире виноделов? Всегда ли оправданы высокие цены на продукцию? Стоит ли расширять площади плантаций и нужно ли виноделам попробовать сформировать рынок экспорта?
Стоит ли сосредотачивать внимание на выращивании одного сорта винограда или нет?
Было бы сложно точно сказать, сколько сортов винограда культивируется в Оканаган в настоящее время. Многие годы выращивающий здесь виноград Гарри МакУотерс, владелец Time Winery, признается: «У нас 60 рентабельных сортов, поэтому сложно выбрать какой-то один». По-другому думает главный винодел Sandhill, Хорвард Сун: «Вскоре, чтобы описать вина, произведенные в Британской Колумбии, будут использовать только одно выражение – Пино Гри, хоть у нас и выращивается множество других сортов».
Нужно иметь в виду, что Сун – выступает за производство вин из одного сорта винограда только одной плантации (их выпускают в Sandhill), включая крохотные территории, где выращивается Мальбек, Сира, Вионье и Санжовезе. Основная проблема – размер плантаций. Эзра Сайпс, исполнительный директор Summerhill, прозванной «Pyramid Winery» за четырехгранный винный погреб, подводит итог: «Площадь, на которой выращивается виноград, слишком мала». Он объясняет:
«Выращивание одного сорта способствовало бы развитию экспорта. Сейчас мы относимся только к местной и туристической промышленности, как только мы начнем экспортировать виноград, нас будут считать промышленностью премиум-класса»
Он продолжает: «Сорта Пино Гри и Пино блан великолепны: виноградари прекрасно владеют ситуацией, и вряд ли можно найти хоть одного, кто не преуспел, но мы тщетно пытаемся его продать за CA$12.95. Это экономически нецелесообразно – стоимость труда и налоги слишком высоки»
Не правда ли, забавно: плантации Шардоне были сокращены в пользу Pinot Grigio и других сортов, но Джина Галло и Нил МакГвиган недавно объявили, что они рассматривают Оканаган основной площадкой для производства Шардоне.
«Все время обсуждается возможность выращивать только один сорт винограда, но никак не могут прийти к какому-либо соглашению» – смеется Джак Мэйер, основатель одноименной винодельни. Он поясняет: «Мы можем производить многие сорта, но лучшими остаются душистые и Pinots». Инго Грейди, ответственный за образование в области виноделия в компании Mission Hill, тем не менее, комментирует: «Речь идет даже не просто о выращивании одного, двух или даже трех сортов. Эта долина – одно из самых значительных мест для виноделия в мире. У нас подходящий климат: восемь недель без дождя – здесь и прохладно, и дождей не много».
«У нас больше солнечных часов, чем в долине Напа» – признает Тайлер Голтс, директор по производству Quails’ Gate, – «Мы можем культивировать 14 сортов, но здесь нельзя действовать необдуманно: это непростительно». Резкое увеличение виноградных плантаций, которое последовало за ростом винодельческой промышленности в Британской Колумбии в 1960 – 1980 годах, ставит очень важную задачу: определить какие сорта наиболее подходят для той или иной территории.
Всегда откровенный МакВоттерс объявляет: «Здесь у нас полно отличных виноделен, много видов почвы и климата. Но я думаю, что есть люди, которые высаживают виноград там, где его не стоит высаживать, и часто используют не тот сорт». Говоря это, МакВолтерс особенно язвителен относительно тех, кто выращивает сорта винограда, не всегда успевающие поспеть.
С другой стороны, он допускает: «Некоторые привносят что-то новое, и честно говоря, не думаешь, что их ждет успех – но они, тем не менее, преуспевают». Уже определились с сортами винограда для выращивания на пяти обширных территориях региона. Учитывая это, можно условно разделить долину: для красных сортов – жаркий юг, для душистых – более прохладная северная часть, между ними – Пино нуар, Шардоне и им подобные, также возможны Сира или Petit Verdot, высаженные в восточной части долины, где больше света.
Сайп также считает, что некоторые сорта неизбежно будут пересаживаться. «Производители все учтут» – предсказывает он, – «Cider Greek, например, уже выводят свой Мерло из Келоуна. Хотя, в конечном счете, каждому сорту найдут его место».